Социальные роли задают определённые обязанности и формируют определённые ожидания, задавая тем самым структуру социального взаимодействия в различных ситуациях. Они позволяют структурировать социальную ситуацию, прогнозировать её, справляться с ней. Знание социальных ролей и их адекватное выполнение позволяет людям чувствовать себя уверенно в различных ситуациях. Существует множество социальных ролей, задающих определённые типы поведения в различных ситуациях социального взаимодействия, каждая из этих ролей задаёт определённые ролевые обязанности, которые выливаются в ролевое взаимодействие между людьми.
Переходя из одной социальной ситуации в другую, выполняя различные социальные роли, варьируя своё поведение, человек, тем не менее, сохраняет общий образ, который переходит из роли в роль, определяя характерную линию поведения, его особенности, оттенки, нюансы. «Роли разные, но актёр узнаваем». Эти особенности личности, поведения, отношений, которые предъявляются окружающим и остаются относительно стабильными при выполнении различных социальных ролей – это и есть имидж.
Помимо собственно ролевых ожиданий, которые базируются на задаваемых социальными ролями обязанностях, у людей существуют также и ожидания, адресованные к этой стабильности, к этой «константе» – имиджу. Эти ожидания формируются по механизму положительной обратной связи: в какой-то ситуации от человека ожидали, что он поведёт себя определённым образом, что он и сделал, чтобы оправдать ожидания; он получил определённое социальное подкрепление, в результате чего в аналогичной ситуации поступил аналогичным образом, чем подкрепил ожидания по отношению к себе и т.д.
Если имидж формируется только в результате стремления соответствовать ожиданиям окружающих, как реакция на эти ожидания, то такой имидж можно назвать «реактивным имиджем». Он фактически является навязанным; в нём не отражены собственные эмоциональные состояния человека – а следовательно, его собственное отношение к действительности. Такой имидж не выполняет функции самопредъявления; он выполняет только адаптивную функцию.
Реактивный имидж приводит к глубоким внутриличностным конфликтам.
Для человека с активным имиджем ролевое поведение нормально и естественно. Знание социальных ролей позволяет ему чувствовать себя уверенно, прогнозировать ситуацию, владеть ситуацией. При этом, осознавая свои эмоции, они могут осознанно предъявлять себя окружающим через выполнение социальных ролей – т.е. строить свой имидж.
Таким образом, если роль представляет собой социальную функцию личности с соответствующими ей нормами поведения, то имидж – это не просто индивидуально окрашенное исполнение роли, он намного глубже. Он связан с такой личностнообразующей структурой как Я-концепция; можно сказать, что имидж позволяет человеку реализовать свою Я-концепцию через выполнение социальных ролей. В чем, по мнению автора, стоит значение социальных ролей для общества и человека? Приведите любые два положения текста, в которых автор пишет о значении социальных ролей.
Задание 21. В чем, по мнению автора, стоит значение социальных ролей для общества и человека? Приведите любые два положения текста, в которых автор пишет о значении социальных ролей.
Вариант верного ответа:
По мнению автора, значение социальных ролей для общества и человека состоит в следующем:
— социальные роли задают определённые обязанности и формируют определённые ожидания, задавая тем самым структуру социального взаимодействия в различных ситуациях;
— социальные роли позволяют структурировать социальную ситуацию, прогнозировать её, справляться с ней.
Задание 22. Какой смысл автор вкладывает в понятие «имидж»? Приведите известно вам из курса обществознания определение понятия «социальная роль». Чем социальная роль, по мнению автора, отличается от имиджа?
Вариант верного ответа:
1. Автор в понятие “имидж” вкладывает следующий смысл: особенности личности, поведения, отношений, которые предъявляются окружающим и остаются относительно стабильными при выполнении различных социальных ролей.
2. Социальная роль — это модель поведения, признанная целесообразной для людей определенного статуса в конкретном обществе; динамическое проявление социального статуса человека.
3. Социальная роль, по мнению автора, отличается от имиджа следующим образом: социальная роль представляет собой социальную функцию личности с соответствующими ей нормами поведения, то имидж – это не просто индивидуально окрашенное исполнение роли, он намного глубже; можно сказать, что имидж позволяет человеку реализовать свою Я-концепцию через выполнение социальных ролей.
Задание 23. Какой имидж, по мнению автора, приводит к глубоким внутриличностным конфликтам? С чем это связано? Предложите способ как избежать этого.
Вариант верного ответа:
1. По мнению автора, к глубокими внутриличностным конфликтам приводит реактивный имидж.
2. Это связано с тем, что такой имидж формируется только в результате стремления соответствовать ожиданиям окружающих, как реакция на эти ожидания, то есть он фактически является навязанным; в нём не отражены собственные эмоциональные состояния человека – а следовательно, его собственное отношение к действительности. То есть сам имидж не выполняет функции самопредъявления; он выполняет только адаптивную функцию.
3. Можно предложить следующий способ, дабы избежать таких последствий: Человек, который попадает под такое влияние окружающих должен научиться отстаивать собственное мнение, должен уметь говорить “нет” мнению, которое отличается от его собственного, то есть не приспосабливаться. Человек должен научиться отстаивать свою собственную личность, чтобы это как раз и не приводило к внутриличностным конфликтам.
Задание 24. Автор пишет, что «существует множество социальных ролей, задающих определённые типы поведения в различных ситуациях социального взаимодействия». С опорой на личный социальный опыт приведите три примера таких взаимодействий, участники которых выступают в различных социальных позициях. К каждому примеру укажите по 2-3 ролевые обязанности каждого участника.
Вариант верного ответа:
Женщина, когда выходила замуж была невестой (она обязана была готовиться к свадьбе, рассылать приглашения на свадьбу, знакомиться с родителями будущего мужа), она также уже была матерью ребенка от первого брака (она обязана заботиться о нем, готовить еду, одевать его, обувать, обсуждать с ним его проблемы, помогать с учебой), также эта женщина была учителем (она обязана обучать своих учеников химии, помогать им на уроках понять материал, показывать опыты).
Мужчина был хорошим сыном (он помогает во всем своей матери, навещает ее, привозит ее к внукам), хорошим отцом (отвозит детей в школу, помогает им с уроками, играет с ними в футбол), прекрасным военным (он обязан соблюдать дисциплину, должен воевать, проходить военную подготовку).
Парень студент (он посещает занятия, хорошо учиться, отвечает на семинарах), он рациональный покупатель (покупает вещи хорошего качества, формирует свой бюджет), также он водитель (он соблюдает правила дорожного движения, не гоняет на машине, чистит свою машину).