Многие выпускники при подготовке к ЕГЭ по обществознанию сталкиваются с одним из самых сложных заданий экзамена — эссе. В каждом КИМ в задании 29 дается пять цитат различных ученых, общественных деятелей и политиков. Все цитаты разделены на, соответственно, пять разделов: философия, социальные отношения, право, политика и экономика — по одной цитате в каждом разделе.
Чтобы выполнить задание, необходимо выбрать одну из цитат и раскрыть ее смысл, аргументировав мнение автора цитаты двумя аргументами.
Критерии эссе по обществознанию
Всего при оценивании эссе эксперты пользуются четырьмя критериями:
- Раскрытие смысла высказывания — 1 балл
- Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевых понятий, наличие и корректность теоретических положений — 2 балла
- Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов — 1 балл
- Качество приводимых социальных фактов и примеров — 2 балла
К1. Раскрытие смысла высказывания
Критерий с раскрытием смысла цитаты является самым главным при оценивании. Если вы не раскрыли смысл того, что говорит автор в высказывании, то дальше эссе не оценивается.
Самая главная ошибка учеников — они понимают смысл высказывания, но неверно оформляют его. Недостаточно просто повторить то, что сказал автор. Важно именно объяснить, что он имеет в виду, порассуждать на данную тему.
🔫 Пример: «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом» (Ж. Вольфром)
🤯 Как не надо писать: Вольфром считает себя гордым за страну, поэтому он не националист.
😍 Как надо написать: В данном высказывании автор говорит об истинном патриотизме. По мнению Вольфрома, настоящий патриот не может быть националистом…
После раскрытия основной мысли цитаты стоит порассуждать немного на эту тему, чтобы выразить свое мнение. Это не обязательно, но очень желательно, потому что поможет четко раскрыть тему.
К2. Теоретическое содержание сочинения
Далее нужно обязательно привести несколько теоретических положений, связанных с данной цитатой. Важно, чтобы это был не просто словарик с перечислением нескольких определений, а связанные красивые предложения, включающие в себя как определения, так и отдельные характеристики.
😍 Пример: «В политологии выделяют следующее определение понятия „государство“ — главный институт политической системы, управляющий обществом в конкретной стране, политическая организация страны. Для существования государство должно иметь территорию с признанными границами, иметь право на издание законов, на легальное насилие, членство (гражданство), систему устройства органов власти, а также ряд других признаков.
Также различные государства выделяют по форме правления (монархические или республики), по их политическому режиму (тоталитарный, авторитарный и демократический), а также по их форме устройства (унитарное, федеративное, конфедеративное). Каждой из форм государств соответствуют свои принципы предоставления прав и свобод населению, основ политического строя и государственного устройства»
Сколько всего нужно теоретических положений? Четко сказать нельзя, однако очевидно, что их должно быть от трех до пяти-семи в зависимости от сложности темы и ее составляющих.
Важно также не забывать, что под теоретическими положениями понимаются не только определения понятий, а в целом все возможные вариации теории, которая изучается в обществознании:
- определения понятий
- характеристики явлений
- структура явлений
- типология
Всего за критерий «К2» можно получить два балла, но зачастую выпускникам удается набрать только один балл по этому критерию. Вот основные ошибки:
- Недостаточное количество теоретических положений. Например, если в цитате о многообразии политических режимов вы в теории укажете только один политический режим, а об остальных будете умалчивать.
- Указаны только определения. Важно учитывать, что в эссе нужно не просто перечислить связанные определения «словариком», а использовать теоретические положения, характеристики, функции для рассуждения по теме цитаты.
- Отдельные неточности в теоретических положениях
К3. Корректность суждений
Критерий «Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов» оценивает то, как автор эссе пользуется теоретическими положениями: как строит выводы, приводит классификации.
😩 Важно! Если по критерию К2 выставляется 0 баллов, то за критерий корректности суждений автоматически выставляется 0 баллов.
Обратите внимание, что все критерии оценивают эссе полностью, а не отдельные его части. То есть если в теоретической части эссе ваши рассуждения корректны, но в одном из аргументов вы составите некорректный с научной точки зрения вывод, то получить балл за «К3» будет нельзя.
К4. Аргументы к эссе по обществознанию
Самая важная часть эссе по обществознанию — аргументы-примеры. Важно, что все аргументы должны быть конкретными и максимально полными.
Самое главное требование к аргументам — подтверждение смысла цитаты автора, поэтому важно в конце каждого примера делать микро-вывод.
💰 Цитата эссе по экономике: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности общества при помощи ограниченных ресурсов»
😍 Очень крутой аргумент: «В произведении английского писателя Джорджа Мартина «Игра престолов» из цикла «Песнь льда и огня» поднимается как раз проблема удовлетворения потребностей населения города в условиях ограниченности ресурсов. Перед десницей (правой рукой) короля Эддардом Старком встаёт следующая задача: как удовлетворить потребности города в условии приближающегося турнира, то есть праздника, и более плохих урожаев вследствие приближения зимы.
Население города Королевской гавани нуждается в удовлетворении своих как первичных, если мы говорим о бедняках, то есть самой простой еде и предметов быта, необходимых для проживания, так и о вторичных потребностях, если мы говорим о представителях знати, то есть предметах косметики и атрибутики для присутствия на турнире. Турнир выступил в роли катализатора, то есть ускорил рост потребностей населения города в условиях приближающейся зимы, что ещё более ограничивало доступные ресурсы Королевской гавани.
Эддард Старк решил эту проблему, чем проявил как раз искусство, о котором говорил Л. Питер, а именно: он занял деньги у крупного землевладельца Ланнистера, балгодаря чему смог закупить товары первой и не только необходимости в другом крупном торговом городе — Хайгардене и сократил расходы на турнир, а также взносы для участия в нём»
Всего в эссе нужно привести как минимум два аргумента из разных источников. Откуда брать аргументы для эссе? Все очень просто, ФИПИ в критериях указывает список основных источников.
В ЕГЭ-2019 и ранее в эссе по обществознанию можно было приводить только реальные аргументы-примеры из социального опыта, учебных предметов и фактов общественной жизни, сообщений СМИ. В ЕГЭ-2020 (которое будут сдавать выпускники этого учебного года), список источников для аргументов изменился.
Откуда брать аргументы в эссе по обществознанию?
Всего ФИПИ выделила три возможных источника примеров-аргументов, которые можно приводить в эссе:
- факты общественной жизни, в том числе смоделированные примеры
- личный социальный опыт
- история
😅 Важно! Каждый аргумент должен быть из разных сфер. Нельзя привести два аргумента из истории — за них поставят в сумме 1 балл (вместо двух).
Аргументы из общественной жизни в эссе по обществознанию
В качестве аргументов из общественной жизни вы можете привести различные факты, которые узнали из сообщений СМИ, прочитали на каких-то специализированных сайтах. Кроме реальных фактов, можно приводить и смоделированные примеры, однако важно, чтобы эти примеры были максимально конкретными и подробными, полностью подтверждали примеры.
Важно, что приводя примеры из сообщений СМИ, в эссе не нужно указывать название этого СМИ и другие данные (автор статьи, редактор, дата выпуска и так далее).
Аргументы из личного социального опыта
Под этим видом аргументов понимают различные события из социальной жизни выпускника, а также его родственников, друзей и знакомых. Также в эту категорию входят прочитанные книги, сериалы, фильмы, театральные постановки. Даже если книги изучались в курсе литературы в школе, они будут входить в данную категорию.
Обратите внимание, что примеры из художественных произведений являются примерами из личного социального опыта, поэтому если привести один пример из Толстого, а второй про вашу сестру, то вы получите лишь 1 балл.
Аргументы из истории в эссе по обществознанию
Третий вид аргументов, которые можно приводить в эссе по обществознанию — аргументы из истории. Можно приводить примеры как из российской истории, так и из всемирной. Помимо истории общества, также допустимы примеры из истории литературы (в частности, биографии авторов), истории техники (например, история изобретения какого-либо технического средства) и так далее.
Структура эссе по обществознанию
Четкой структуры эссе не существует, так как критерии ФИПИ не устанавливают какой-то конкретный формат написания эссе. Также важно, что в обществознании нет требования минимального количества слов или предложений.
Большинство преподавателей рекомендуют использовать следующую структуру эссе, чтобы получить максимальные баллы:
- Раскрытие смысла цитаты (1-2 абзаца)
- Теоретические положения (2-3 абзаца)
- Аргумент 1 (2 абзаца)
- Аргумент 2 (2 абзаца)
- Вывод (1-2 предложения)
Помните, что все части эссе должны быть связаны между собой, а после каждого аргумента следует сделать микро-вывод примерно в одно предложение.
В конце эссе тоже лучше сделать вывод — этого нет в критериях, но наличие вывода позволяет четко раскрыть смысл высказывания: если в первых абзацах вы не полностью переформулировали цитату, но сделали это в выводе, то эссе засчитают в 99% случаев.