Прочитайте текст и выполните задания:
В экономике государства обычно различают макро- и микроуровень. Макроэкономика — это экономика большого масштаба: государства в целом, регионов, хозяйственных отраслей. Микроэкономика — уровень отдельных хозяйств: домашних, личных и семейных, фирм.
Безусловно, макро- и микроэкономика тесно взаимосвязаны, между ними сложно провести чёткую границу. Экономика государства в целом определяется экономическим положением множества предприятий, её составляющих. С другой стороны, макроэкономические факторы определяют экономическое положение отдельных предприятий. Уровень безработицы и инфляции, налоговая и таможенная политика правительства оказывают существенное влияние на работу фирм.
Экономическое состояние любого государства можно оценить с помощью различных показателей. Прежде всего, об уровне развития страны говорит отраслевая структура национальной экономики. В экономике одних стран преобладают высокотехнологичные отрасли промышленности (Япония, США, страны Западной Европы). В других, например в современной России, высок удельный вес добывающих отраслей. Есть страны, в которых основой экономики служат сельское хозяйство, туризм.
Другой важнейший показатель оценки экономики государства — валовой внутренний продукт (валовой национальный продукт) — сумма всех товаров и услуг в денежном выражении, произведенных экономикой страны за определенный период, как правило, за год.
Ещё один важнейший показатель — уровень и качество жизни населения. Он отражает структуру использования валового внутреннего продукта: то, какие товары преобладают во внутреннем продукте страны, как происходит их распределение и потребление внутри общества, какое количество того или иного товара может приобрести среднестатистический гражданин.
Наконец, существуют показатели общей экономической эффективности: производительность труда — то есть количество продукции, приходящееся на одного работающего за единицу времени, отдача основных фондов — количество продукции, приходящееся на каждую денежную единицу, вложенную в основные фонды (здания, оборудование и т.д.).
Задания по тексту
Задание 21. Какие уровни экономики государства названы в тексте? Как вы понимаете их взаимосвязь?
Правильный ответ:
1. Макроэкономический и Микроэкономический уровень.
2. Связь этих двух уровней проявляется во взаимовлиянии их «компонентов» друг на друга. Если основа макроэкономики — агрегированнные показатели, то они складываются из объектов микроэкономики — отдельных фирм, отдельных рынков. В макроэкономике изучаются налоги, инфляция, безработица — показатели, которые неньзя (или очень сложно) рассматривать для каждого отдельного субъекта. Но при этом общие показатели влияют на каждого. Общий упадок уровня занятости повлечет за собой последствия и для занявшего рабочее место в условиях безработицы человека.
Задание 22. Какие из приведенных в тексте показателей относятся только к оценке состояния экономики государства в целом, а какие применимы к оценке эффективности фирмы? Дайте определение любого из указанных вами показателей.
Правильный ответ:
1. Для государства — структура национальной экономики, ВВП, уровень и качество жизни населения (агрегированные показатели)
2. К оценке фирмы: производительнось труда, отдача основных фондов (показатели эффективности)
3. ВВП — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг произведенных внутри конкретной страны за отчетный период (как правило — год)
Задание 23. Зачем каждому участнику экономической жизни (правительству, производителям, потребителям) нужна информация об экономическом состоянии государства? Используя содержание текста и собственные знания, дайте ответ по каждому из названных участников экономической жизни.
Правильный ответ:
1. Для правительства: для выбора и верного проведения экономической политики (инструментов и способов воздействия на экономику мерами монетарной или фискальной политики.)
2. Для производителя: чтобы понимать, какие продукты стоит произвести: что будет пользоваться спросом, какие товары покупатели хотят и могут приобрести, как правильнее выбрать аудиторию для своих товаров и услуг;
3. Для потребителя: потребителю такие знания нужны для управления своими инвестициями и финансами, планирования своих доходов и расходов, возможности предсказать финансовое состояние своей семьи на ближайшее время. Также эту информацию следует использовать для совершения дорогостоящих покупок, инвестировании сбережений, решений вопросах о вкладах и кредитах.
Задание 24. Известный политик высказал мнение, что уровень и качество жизни населения не отражают уровень экономического развития страны. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции. Объясните, как могут быть связаны разорение значительного количества мелких и средних компаний, сокращение производства многих крупных предприятий с резким ростом дефицита государственного бюджета.
Правильный ответ:
1. Нет, не согласен. Аргументы:
— экономически-развитые страны могут вкладывать деньги в социальное обеспечение, инфраструктуру — это обеспечивает высокие стандарты качества жизни. Бедные страны не имеют на это средств
— качество жизни населения зависит от количества производимых товаров и услуг. В свою очередь государство получает от этого налоги, а значит экономическое развитие страны будет высоким по всем показателям.
2. При разорении значительного компания таких компаний в государственный бюджет перестает поступать большая часть его доходов — налогов с предприятий, что приведет к сокращению бюджета государства.