Задание: Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Многообразие путей познания мира». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
- Понятие «познание».
- Уровни познания:
- эмпирический (чувственное познание);
- теоретический (рациональное познание).
- Виды познавательной деятельности:
- обыденное (житейское);
- научное;
- философское;
- социальное;
- художественное.
- Философские направления по отношению к процессу познания:
- гностицизм;
- агностицизм;
- оптимизм;
- релятивизм; cкептицизм.
- Формы и виды знаний:
- практическое (производственное, политическое, педагогическое);
- духовно-практическое или ненаучное (обыденное, художественное);
- теоретическое (научное, вненаучное, философское).
- Особенности обыденного познания:
- опора на повседневный опыт;
- здравый смысл;
- передается из поколения в поколение (народная мудрость).
- Особенности научного познания:
- стремление к получению достоверных знаний;
- строгая доказанность научных фактов;
- непротиворечивость и проверяемость;
- большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах;
- использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование.
- Особенности социального познания:
- субъект и объект познания совпадает — это общество;
- общество постоянно изменяется, поэтому знания о нем быстро устаревают;
- общественные отношения сложны и зачастую противоречивы, высокая вероятность неточных знаний.
- Роль познания в жизни человека.