Для написания эссе я выбрала цитату С.Л. Рубинштейна «Свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единичное». В своем высказывании автор затрагивает тему сложной характеристики особенностей личности. С.Л. Рубинштейн говорит, что она всегда строится на диалектическом сочетании общего и частного.
Для более полного раскрытия высказывания обратимся к ряду теоретических положений из школьного курса обществознания. Ключевым понятием для данной цитаты является личность — человек как носитель социальных качеств, субъект общения и деятельности. Человек становится личностью в ходе социализации — продолжающегося на протяжении всей жизни процесса усвоения социальных норм и ценностей общества, в котором проживает индивид. Удивительна биосоциальная природа человека. Несмотря на огромное влияние социума, он всегда сохраняет ряд чисто биологических черт, характерных для него как для индивида (одного из представителей человека как вида).
💥 Читайте также: Как самостоятельно написать эссе по обществознанию на 6/6 баллов →
Все это составляет индивидуальность человека, то есть неповторимую совокупность биологических и социальных черт. Например, к ней мы можем отнести темперамент (психо-физиологический набор качеств, характеризующий в первую очередь скорость и качество реакций человека на внешние раздражители). Индивидуальность также составляет характер человека (совокупность типичных для человека черт личности, характеризующую его обычное поведение в общении и деятельности). Таким образом, личность становится носителем сложной комбинации разных социальных характеристик.
Тем не менее, все люди проходят социализацию в достаточно схожих условиях. Например, в России все граждане обязаны получить основное общее образование, и большинство делают это на базе государственных школ. На нас на всех воздействует примерно один круг СМИ, нам внушают схожие социальные нормы (модели действий, призванные упорядочивать поведение людей для поддержания общественного порядка). Из-за этого все мы в большинстве действий руководствуемся примерно одними и теми же поведенческими паттернами.
Таким образом, в человеке есть как и его личная, индивидуальная натура, так и массивные общественные механизмы и ориентиры.
Докажем эту мысль, обратившись к русской классической литературе. Вспомним роман Л.Н. Толстого “Война и мир”. Одна из его главных героинь, Наташа Ростова, представлена подвижным и жизнерадостным ребенком. В этом в большей степени проявляется её темперамент, то есть, природная сторона. По ходу повествования она становится чуткой и бескорыстной девушкой. Вспомним тот же эпизод, когда во время эвакуации из Москвы она уговорила семью оставить их имущество, чтобы обеспечить подводы для раненых. Другой персонаж романа, Пьер Безухов, неловок и неповоротлив (недаром автор часто сравнивает его с медведем). Но он также альтруистичен. Например, зная, что ему грозит верная смерть, он ради своей страны помышлял убить Наполеона. В обоих случаях альтруизм — это заложенная обществом норма, которая пропагандировалась толстовской идеологией. Тем не менее, эти два разных человека проявляют это общее совершенно по-разному, в силу того, что каждый из них индивидуален по-своему.
Другим примером нам может послужить личность древнерусского князя Ярослава Мудрого. С одной стороны, он был типичным представителем своего общества. Глубоко верующий христианин, он был одним из инициаторов постройки Софийского собора в Киеве. Кроме того, знаменит сюжет основания им города Ярославля — вначале он сразился с язычниками за веру. Тем не менее, он во многом отличался от других жителей Киевской Руси. У него была поразительная тяга к знаниям. Он мог свободно говорить на нескольких языках, его личная библиотека насчитывала тысячи единиц произведений литературы. Так на его личности лежит не только отпечаток эпохи, но и его индивидуальность.
Таким образом, каждая личность соединяет и общественное, характерное для её общества и исторической эпохи, но и частное, индивидуальное.